Эксперт ЛАНИТ рассказал, как решить проблему дефицита ИТ-кадров в машиностроении
Московское время:
4 февраля 2024
11:31

Эксперт ЛАНИТ рассказал, как решить проблему дефицита ИТ-кадров в машиностроении

На протяжении долгого времени в России существует проблема подготовки инженеров и ИТ-специалистов для машиностроительных предприятий, послужившая причиной серьезной нехватки кадров в крупных промышленных городах. В связи с  этим, увеличилась востребованность специалистов, обладающих знаниями и опытом необходимыми для разработки и внедрения цифровых решений.

Директор департамента цифровой трансформации машиностроения ЛАНИТ Александр Романов отметил, что поскольку крупнейшие машиностроительные холдинги используют современные передовые технологии, постоянно повышая уровень их применения на производстве, возникает разрыв между компетенциями молодых специалистов и потребностями отрасли. Он также добавил, что помочь в решении данной проблемы могут крупные ИТ-компании, обучая студентов цифровым методикам проектирования и производства.

ЛАНИТ использует несколько форм обучения. Классическая форма — академические программы для университетов, разработанные с учетом запросов вузов и предприятий, а также их отраслевой специфики. Целью этого типа подготовки является возможность активного применения полученных знаний и навыков на практике.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана на кафедре РК6 существует отдельный курс “Системы автоматического проектирования” (САПР), который моделирует работу конструкторского бюро. Базой для академической программы курса послужил учебный модуль по методологии нисходящего контекстного проектирования, позволяющий студентам глубоко погрузиться в основы технологии создания электронного макета изделия с использованием CAD, CAE и PLM-систем.

Процесс разработки единого цифрового макета изделия состоит из нескольких этапов, при этом методология обеспечивает сокращение цикла за счет параллельного проектирования, подразумевающего работу всех участников непосредственно внутри системы. “Тому, как должны работать конструктор, технолог, как они взаимодействуют между собой, как работать в системе мы и учим студентов. Также обучаем, как работать в PLM-системе. В результате студентам становится ясно, для чего выполняются определенные действия, кажущиеся им на первый взгляд “лишними”, и каким образом все необходимые операции реализуются в системе”, — пояснил Александр Романов.

Вторая форма обучения, проектная, максимально приближает студентов к работе в реальном конструкторском бюро. Например, проект Formula SAE — международные студенческие инженерные соревнования по созданию гоночных автомобилей типа “Формула”, для участия в которых в 2012 году была сформирована команда МГТУ им. Н.Э. Баумана —  Bauman Racing Team. “История Formula SAE насчитывает почти 40 лет.  Ранее в России было всего несколько команд. Теперь их десятки. Цель проекта – за один год спроектировать и изготовить гоночный болид, а затем на нем участвовать в соревнованиях, т.е. проектная команда проходит весь жизненный цикл изделия”, — рассказал Александр Романов. Он уверен, что ценность подобных проектов в возможности отработки собственной методологии и анализа ее эффективности в маленьких проектных бюро со сжатым циклом.

За последние три года по методикам ЛАНИТ были обучены почти триста человек. Материалы, накопленные компанией, легли в основу двух видеокурсов, а также трех презентационных текстовых курсов для самостоятельной работы студентов из Bauman Racing Team.

Еще одним примером стал проект по оцифровке нескольких ранее разработанных изделий. В нем приняли участие учащиеся академической программы ЛАНИТ из МГТУ им. Н.Э. Баумана, специалисты ЛАНИТ как носители методологии и поставщики решений, а также сотрудники предприятия, ставшие наставниками студентов.

В результате для оцифровки двух сложных и крупных изделий потребовалось менее двух лет. Помимо этого, удалось обнаружить ошибки в документации: использование методологии помогает определить расхождение чертежей с реальным процессом изготовления деталей. “В группе, которая занималась этим проектом, было около двадцати человек. Многие из них остались на этом предприятии – кто в конструкторском бюро, кто в отделе САПР. Некоторые уже выросли до руководителей отделов”,  — подчеркнул Александр Романов.

В настоящее время целью ЛАНИТ является наращивание опыта поддержки инженерного образования и дальнейшее масштабирование обучения. Для решения этой задачи ЛАНИТ активно сотрудничает с МГТУ им. Н.Э. Баумана на площадке нового Научно-образовательного центра (НОЦ). “Здесь наши специалисты разрабатывают академические программы, которые с помощью преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана можно будет тиражировать в другие российские вузы”, — добавил Александр Романов.

Ближайшие планы ЛАНИТ связаны с проведением совместного проекта с Сибирским государственным университетом путей сообщения по разработке специализированного устройства для нового поезда.

Новый партнер компании  —  Уральский федеральный университет (Екатеринбург), на базе которого будет открыта передовая инженерная школа.          

Тесное сотрудничество с предприятиями очень важно. Со стороны государства уже созданы необходимые инструменты. Так, в рамках Постановления Правительства РФ № 619, принятого 8 апреля 2022 г., реализуется программа развития передовых инженерных школ совместно с высокотехнологичными компаниями, заинтересованными в получении новых кадров.

Вернуться назад