Новый резидент особой экономической зоны «Технополис Москва» «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» (EVM) в 2023 году рассчитывает выйти на производственную мощность в 1 тысячу автомобилей в год, а в следующие 3–4 года — увеличить показатель до 5 тысяч. Одним из факторов успеха глава компании считает внимание властей столицы к инновационным стартапам и эффективность преференций для особых экономических зон, сообщает ko.ru.
Собственные разработки
В ОЭЗ «Технополис Москва» будут собирать коммерческий автомобиль класса N1 грузоподъемностью до 1 тонны, созданный на шасси УАЗа «Профи». Производство локализовано практически на 100%, а зависимость от внешних поставщиков минимальная: и оборудование, и комплектующие, в том числе бортовую электронику и электродвигатели, создают в России.
По словам вице-мэра Москвы Владимира Ефимова, в особой экономической зоне столицы предусмотрены все условия для реализации успешной финансовой модели развития стартапа. Сейчас завод находится на завершающей стадии подготовки к запуску: идет установка и наладка оборудования.
«Компания вложила более 300 миллионов рублей в разработку российского электрогрузовика и внедрила на производстве уже около 30 собственных инновационных решений», — подчеркивает Владимир Ефимов.
В рамках специального инвестконтракта (СПИК), заключенного EVM и Минпромторгом России в августе, бизнес берет на себя обязательство инвестировать в производство и начать выпуск транспортных средств. Власть обещает не менять в течение 4,5 года условия игры и субсидировать покупателей для приобретения элекрогрузовиков. Также государство поддерживает участие компании в тендерах как поставщика продукта под брендом Made in Russia.
«Меры поддержки бизнеса в Москве особенно ярко видны на примере систематического роста резидентов технопарков и промышленных парков, особых экономических зон, — отмечает член московской «Деловой России», эксперт по вопросам развития и государственной поддержки бизнеса Алексей Хижняк. — Совокупность льгот и механизмов финансовой поддержки позволяет сосредоточить усилия на производстве передовой высокотехнологичной продукции даже в условиях турбулентности экономики».
Российская столица, по словам Хижняка, уже стала одним из ведущих игроков на рынке цифровизации и активно внедряет логистические инновации.
«Развитие электрического и беспилотного грузового транспорта — это поиск новых точек роста, сильных сторон для повышения конкурентоспособности и потенциального выхода московского бизнеса на экспортные рынки», — отметил в комментарии «Компании» Алексей Хижняк.
Как рассказал «Компании» гендиректор EVM Илья Рашкин, первоначально для строительства завода с нуля команда рассматривала участки в Санкт-Петербурге, однако была вынуждена отказаться от этой идеи. Стоимость и сроки не укладывались в бизнес-модель. В Москве требуемые под завод площади нашли в ОЭЗ “Технополис Москва”.
«Нам очень важен режим особой экономической зоны: здесь отсутствуют имущественный, земельный и транспортный налоги, обнулена таможенная пошлина и предусмотрены другие преференции. Кроме того, привлекает возможность кооперации с другими компаниями, которые базируются здесь же. Для молодой компании это суперважно!» — подчеркивает Илья Рашкин.
В ОЭЗ «Технополис Москва» входит пять площадок — «Печатники», «Алабушево», «Микрон», МИЭТ, «Ангстрем» — общей площадью 223 га. Объем инвестиций компаний, локализовавших производство на территории ОЭЗ столицы, превышает 80 миллиардов рублей. Для резидентов установлены льготные режимы предпринимательской деятельности.
Инновации на экспорт
По оценкам компании, емкость рынка — от 5 тысяч электрогрузовиков в год по всей стране. В рамках таможенного союза — до 8 тысяч электромобилей. В этом направлении у автопроизводителя есть экспортные планы.
«Технические характеристики позволят этому электрическому грузовику в полной мере закрывать все вопросы внутригородской логистики, — отметил в разговоре с «Компанией» вице-президент МТПП Владимир Мохте. — В основном необходимо доставить товар от распределительного центра, который, как правило, находится на небольшом удалении от МКАДа, до конечных потребителей».
Интерес к транспорту уже проявляют логистические компании и маркетплейсы, ЖКХ, нефтеперерабатывающие компании и т.д.
По словам Ильи Рашкина, объем предварительно полученных заказов уже превышает 500 электромобилей.
«Также есть договоренность со структурами Александра Лебедева (владеет «Национальной резервной корпорацией» — прим. ред.) о продаже 250 грузовиков для его экосистемы, — рассказал Илья Рашкин. — Бизнесмен занимается электромобильностью и уже построил разветвленную зарядную инфраструктуру в Крыму».
Член отделения московской «Деловой России», основатель аналитического проекта «Перевложи» Николай Боткин полагает, что успех подобного проекта во многом зависит от мер господдержки и стабильности спроса.
«Другая сложность — это неразвитость зарядной инфраструктуры. Электробусы заряжаются на специальных остановках, а для грузовиков необходимы свои», — подчеркивает Николай Боткин.
Илья Рашкин отметил, что EVM продумывает форматы упрощенного доступа покупателей транспорта к зарядной инфраструктуре: льготная стоимость зарядки, приоритетное бронирование.
«Кроме того, мы разработали собственное зарядное устройства (40 кВт), которое позволяет зарядить машину примерно за два часа, оно идет в комплекте с машиной», — подчеркивает гендиректор нового предприятия.
Все опрошенные «Компанией» эксперты сходятся во мнении, что потенциал нового производства невозможно переоценить: это и создание высокооплачиваемых рабочих мест, и совершенствование транспортной отрасли в столице.
«В последние десятилетия автомобилестроение постепенно выводилось из Москвы. Однако сейчас вектор развития поменялся, — подчеркивает Владимир Мохте. — При производстве электромобилей требуются цифровые компетенции, научные разработки, техническая готовность городской инфраструктуры… Безусловно, в Москве все это есть». Сам же технополис благодаря подобным проектам превращается в национальный хаб разработки и производства электромобилей и будет привлекать талантливые команды из этой сферы.